Новый Устав автомобильного транспорта
13 мая 2008 года вступил в силу Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Новая классификация пассажирских перевозок
Устав вводит новую классифи¬кацию пассажирских перевозок в зависимости от вида и формы заклю¬чаемых договоров. По этим ключевым признакам выделены три вида пере¬возок: регулярные перевозки пасса¬жиров и багажа, перевозки пассажи¬ров и багажа по заказам, а также пе¬ревозки пассажиров и багажа легко¬выми такси.
Определено, что регулярные пе¬ревозки пассажиров и багажа осуще¬ствляются на основании публичного договора перевозки пассажира. Та¬ким образом реализованы положе¬ния 789-й статьи Гражданского кодекса РФ, согласно которого «перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обяза¬на осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридическо¬го лица». Поскольку обязанность оказания услуг по обращению любо¬го лица является существенным ус¬ловием публичного договора, то вве¬дение в Устав соответствующей нор¬мы означает отнесение регулярных перевозок пассажиров и багажа к перевозкам транспортом общего пользования.
Устав регламентирует регу¬лярные перевозки пассажиров и бага¬жа: они должны осуществляться по распи¬санию. Это касается, в том числе, и перевозок, осуществляемых с оста¬новкой транспортных средств в лю¬бом разрешенном для этих целей пункте маршрута, т.е. тех, которые выполняются так называемыми «маршрутками». Однако в этом случае рас¬писание устанавливается только для следования из начального и конечного остановочных пунктов соответствую¬щего маршрута.
Для описания отношений, связан¬ных с перевозкой пассажиров и бага¬жа по заказам, а также легковыми так¬си, используется договор фрахтова¬ния. Почему для описания этих отношений не подходит договор перевоз¬ки пассажира? Как следует из 786-й ста¬тьи Гражданского кодекса РФ, дого¬вор перевозки пассажира носит инди¬видуальный характер, т.е. заключает¬ся с каждым, кто воспользовался со¬ответствующим транспортным сред¬ством. В соответствии с этим каждый пассажир оплачивает только свой проезд. Поэтому общая стоимость пользования транспортным средст¬вом зависит от количества пассажи¬ров. При этом каждому пассажиру должен выдаваться билет, подтверж¬дающий заключение с ним договора перевозки пассажира, а сдача пасса¬жиром багажа для перевозки должна оформляться багажной квитанцией.
Однако договор, заключаемый при перевозках пассажиров и багажа по заказам, а также легковыми такси, - это договор, заключаемый в интере¬сах третьих лиц, то есть пассажиров. Стои¬мость пользования заказным автобу¬сом или легковым такси не зависит от количества пассажиров, если только каждый пассажир не является одно¬временно и заказчиком. При этом с пассажиром не заключается договора перевозки, а значит, и не должны выдаваться билеты. Такого рода отноше¬ния характерны именно для договора фрахтования. Различия между дого¬ворами фрахтования, заключаемыми при перевозках пассажиров и багажа по заказам и легковыми такси, как это определено Уставом, состоят только в их форме. В первом случае этот дого¬вор заключается в письменной фор¬ме, а во втором - в устной.
«Заказные» перевозки
Еще одно отличие новой редакции Устава - регламентация условий осуществления перевозок пасса¬жиров и багажа по заказам. Это сделано для того, чтобы затруднить воз¬можность выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа под видом заказных. Как известно, сегодня это явление получило достаточно ши¬рокое распространение, особенно при осуществлении междугородных перевозок. При этом за заказчика (фрахтователя) пытаются выдать каждого, кто воспользовался соответст¬вующим транспортным средством.
Как эта проблема урегулирована Уставом? Во-первых, определены су¬щественные условия договора фрах¬тования, в число которых вошли и све¬дения о заказчике. Установлено, что договор фрахтования должен быть за¬ключен с каждым заказчиком в пись¬менной форме (в том числе в установ¬ленных случаях в форме заказа-наря¬да на предоставление транспортного средства для перевозок пассажиров) и содержать все существенные усло¬вия. Если заказчиком является физи¬ческое лицо, эти сведения должны бу¬дут включать фамилию, имя, отчество и паспортные данные заказчика. Есть надежда, что необходимость предо¬ставления указанных сведений повли¬яет на сокращение спроса на такие «псевдозаказные» перевозки.
Во-вторых, Устав выделяет две раз¬новидности заказных перевозок: пе¬ревозки, осуществляемые в интересах определенного и неопределенно¬го круга лиц.
К первому виду относятся перевоз¬ки организованных групп людей (на¬пример, детей в летний лагерь, со¬трудников предприятия к месту рабо¬ты и обратно, туристов на экскурсию и т.п.). Устав содержит ссылку на то, что допуск таких лиц для посадки в транс¬портное средство должен осуществ¬ляться в определенном порядке, уста¬новленном правилами перевозок пас¬сажиров и багажа. В соответствии с подготовленным проектом правил к посадке в транспортное средство в этом случае будут допускаться лица, предъявившие документы, удостове¬ряющие право пользования предо¬ставленным транспортным средством (удостоверение личности, экскурси¬онная путевка и т.п.), либо включенные в список пассажиров, предоставлен¬ный заказчиком.
К перевозкам второго вида отно¬сятся, например, перевозки, органи¬зуемые крупными торговыми центра¬ми для подвоза из транспортных узлов потенциальных покупателей. Данные перевозки осуществляются, как пра¬вило, по расписанию и по обращению любого лица. В этом смысле они мало чем отличаются от регулярных пере¬возок, что создает благоприятные условия для злоупотреблений. Чтобы помешать этому, в Устав включена норма, запрещающая при осуществ¬лении таких перевозок взимание ка¬кой-либо платы с пассажиров. Таким образом, оплата стоимости пользова¬ния транспортным средством должна в этом случае осуществляться исклю¬чительно заказчиком.
Порядок перевозки багажа
Устав уточняет порядок перевоз¬ки багажа и провоза ручной клади. В действующих правилах перевозок пас¬сажиров и багажа автомобильным транспортом слова «ручная кладь» и «багаж» используются как синонимы. В то же время согласно Гражданскому ко¬дексу РФ багаж в отличие от ручной клади - это вещи пассажира, которые он сдает перевозчику и за сохранность которых перевозчик несет материаль¬ную ответственность. Поэтому в Устав включены определения данных терми¬нов, подчеркивающие имеющиеся юридические различия. Кроме того, Ус¬тавом регламентируются минимальные по количеству и габаритам нормы пере¬возки багажа и провоза ручной клади. В то же время Устав наделяет перевозчи¬ков правом устанавливать нормы пере¬возки багажа, провоза ручной клади большего размера или в большем коли¬честве. Конечно, все это допускается при условии, что багаж будет перево¬зиться только в багажном отделении транспортного средства или в отдель¬ном багажном автомобиле, а размеще¬ние ручной клади в транспортном сред¬стве не будет препятствовать входу и выходу пассажиров.
Платежные карты
Еще одно нововведение касается порядка применений на транспор¬те платежных карт. Являются ли та¬кие карты билетом? Если нет, то при их использовании в соответствии с Граж¬данским кодексом РФ пассажиру дол¬жен выдаваться билет, а при их прода¬же, в том числе для проезда в город¬ском сообщении, - еще и чек или бланк строгой отчетности. Последнее тре¬бование вытекает из Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Устав допускает использование билетов, в которых часть или все рекви¬зиты указаны в электронном виде. Та¬ким образом, транспортные платеж¬ные карты или универсальные платеж¬ные карты с транспортным приложе¬нием приравниваются к билету.
Новый порядок перевозки детей
Устав вводит новый порядок перевозки детей, следующих совме¬стно с пассажиром. Согласно преды¬дущей редакции Устава пассажиру разрешалось «провозить вместе с со¬бой бесплатно в автобусах городских и пригородных маршрутов и в марш¬рутных таксомоторах одного ребенка в возрасте не больше 7 лет (на между¬городных маршрутах - одного ребен¬ка в возрасте не больше 5 лет), если он не занимает отдельного места». Дан¬ные нормы определялись, исходя из физиологических возможностей чело¬века по перевозке ребенка на коленях или на руках в течение всего времени поездки, не мешая при этом другим пассажирам. Аналогичные нормы бы¬ли включены и в ту редакцию Устава, которая была вынесена на обсуждение Государствен¬ной Думой. Однако уже в процессе под¬готовки законопроекта ко второму чтению в него было внесено несколько поправок. Одна из них связана с появ¬лением в Правилах дорожного движе¬ния пункта 22.9, согласно которому «перевозка детей до 12-летнего воз¬раста в транспортных средствах, обо¬рудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использова¬нием специальных детских удержива¬ющих устройств, соответствующих ве¬су и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, пре¬дусмотренных конструкцией транс¬портного средства». Поскольку в дан¬ном пункте тип транспортного средст¬ва не конкретизируется, то формаль¬но под эту норму подпадают все транспортные средства. На это обра¬тили внимание юристы Государствен¬но-правового Управления Президента Российской Федерации.
В результате в 21-й статье Устава появилась часть 2, согласно которой «в случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдель¬ных мест для сидения, пассажир име¬ет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер ко¬торой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной пла¬ты». Другие поправки, поступившие от ряда депутатов Государственной Ду¬мы, были направлены на расширение льгот по перевозке детей. В частнос¬ти, была принята поправка о снятии ограничения по количеству детей, ко¬торых разрешается перевозить бес¬платно совместно с пассажиром в го¬родском и пригородном сообщении без предоставления отдельных мест для сидения. В результате получается, что те дети, которые не помещаются на коленях или на руках у пассажира, бесплатно могут ехать только стоя. В целом следует признать, что 21-я статья вызовет у автоперевозчиков неодно¬значную реакцию.
Первый шаг - самый сложный
В соответствии с Уставом от¬дельные вопросы, связанные с пере¬возкой грузов, пассажиров и багажа, должны регулироваться соответст¬венно правилами перевозок грузов и правилами перевозок пассажиров и багажа. Впервые статус этих правил повышен до уровня постановления Правительства Российской Федера¬ции, тогда как на других видах транс¬порта аналогичные правила утвержда¬ются приказом Минтранса России. Это новшество - также следствие по¬правок, предложенных депутатами Го¬сударственной Думы.
Понятно, что Устав, как и любой за¬кон, является некоторым компромис¬сом. Поэтому он, конечно же, не идеа¬лен. Тем не менее это первый шаг к формированию правовой базы автомо¬бильного и городского наземного электрического транспорта, отвечающей современным условиям. В целях реа¬лизации положений Устава Минтранс России должен в ближайшее время подготовить ряд правовых актов, среди которых - уже упомянутые выше правила перевозок, изменения в Кодекс Рос¬сийской Федерации об администра¬тивных правонарушениях, а также по¬рядок оформления путевых листов.
Наш комментарий
Заместитель председателя Брянского городского Совета народных депутатов Владимир Селькин:
«Данный Устав регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Здесь даны базовые определения и указаны общие направления развития транспортной системы. Принятие этого документа - первый, но очень важный шаг на пути к цивилизованным отношениям в автотранспортной системе и пассажирских перевозках.
Следующим шагом, к которому готовится федеральный центр, а значит, вся страна, - принятие закона «Об общих принципах организации и транспортного обслуживания населения РФ». Именно после вступления в силу этого закона муниципалитеты получат действенный инструмент для регулирования отношений с коммерческими перевозчиками. Именно здесь будет указана необходимость проведения конкурсов, оговорены их условия, срок заключения договоров и т.п. Появится возможность заключать более долгосрочные - до 5 лет - договоры, что, безусловно, повысит заинтересованность и ответственность коммерческих перевозчиков за качество свого бизнеса, сделает его социально направленным.
И еще один документ должен внести свою лепту в многосложную работу по оптимизации работы автотранспорта - это отраслевые «Правила пассажирских перевозок», которые будут разработаны с учетом всех норм, прописанных в Уставе и законе.
Все это - перспектива ближайших лет. Принятие необходимых документов позволит нам навести порядок на дорогах и создать достойные условия для перевозки пассажиров».
Поделиться: |
||||
|
|
28 Мая 2008 Студентка БГТУ победила лучших водителей троллейбусов Брянска |
28 Мая 2008 «Джон Дир» — на трубчевской земле |
Новости yansk.ru в формате RSS
Все новости yansk.ru /rss/0/news.xml | |
Политика /rss/1/news.xml | |
Бизнес /rss/2/news.xml | |
Образование /rss/11/news.xml | |
Общество /rss/3/news.xml | |
Спорт /rss/4/news.xml | |
Культура /rss/6/news.xml | |
Авто /rss/7/news.xml | |
Недвижимость /rss/8/news.xml | |
Происшествия /rss/10/news.xml | |
При перепечатке и любом другом использовании материалов, созданных журналистами портала, ссылка на Янск.Ру обязательна.