Наверх

Личный кабинет

регистрация / вход
регистрация / вход
Главная / Новости / Новый Устав автомобильного транспорта
22

28 мая 2008

2008
earlier later
01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Сегодня


28 Мая 2008

Новый Устав автомобильного транспорта

13 мая 2008 года вступил в силу Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Новая классификация пассажирских перевозок

Устав вводит новую классифи¬кацию пассажирских перевозок в зависимости от вида и формы заклю¬чаемых договоров. По этим ключевым признакам выделены три вида пере¬возок: регулярные перевозки пасса¬жиров и багажа, перевозки пассажи¬ров и багажа по заказам, а также пе¬ревозки пассажиров и багажа легко¬выми такси.

Определено, что регулярные пе¬ревозки пассажиров и багажа осуще¬ствляются на основании публичного договора перевозки пассажира. Та¬ким образом реализованы положе¬ния 789-й статьи Гражданского кодекса РФ, согласно которого «перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обяза¬на осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридическо¬го лица». Поскольку обязанность оказания услуг по обращению любо¬го лица является существенным ус¬ловием публичного договора, то вве¬дение в Устав соответствующей нор¬мы означает отнесение регулярных перевозок пассажиров и багажа к перевозкам транспортом общего пользования.

Устав регламентирует регу¬лярные перевозки пассажиров и бага¬жа: они должны осуществляться по распи¬санию. Это касается, в том числе, и перевозок, осуществляемых с оста¬новкой транспортных средств в лю¬бом разрешенном для этих целей пункте маршрута, т.е. тех, которые выполняются так называемыми «маршрутками». Однако в этом случае рас¬писание устанавливается только для следования из начального и конечного остановочных пунктов соответствую¬щего маршрута.

Для описания отношений, связан¬ных с перевозкой пассажиров и бага¬жа по заказам, а также легковыми так¬си, используется договор фрахтова¬ния. Почему для описания этих отношений не подходит договор перевоз¬ки пассажира? Как следует из 786-й ста¬тьи Гражданского кодекса РФ, дого¬вор перевозки пассажира носит инди¬видуальный характер, т.е. заключает¬ся с каждым, кто воспользовался со¬ответствующим транспортным сред¬ством. В соответствии с этим каждый пассажир оплачивает только свой проезд. Поэтому общая стоимость пользования транспортным средст¬вом зависит от количества пассажи¬ров. При этом каждому пассажиру должен выдаваться билет, подтверж¬дающий заключение с ним договора перевозки пассажира, а сдача пасса¬жиром багажа для перевозки должна оформляться багажной квитанцией.

Однако договор, заключаемый при перевозках пассажиров и багажа по заказам, а также легковыми такси, - это договор, заключаемый в интере¬сах третьих лиц, то есть пассажиров. Стои¬мость пользования заказным автобу¬сом или легковым такси не зависит от количества пассажиров, если только каждый пассажир не является одно¬временно и заказчиком. При этом с пассажиром не заключается договора перевозки, а значит, и не должны выдаваться билеты. Такого рода отноше¬ния характерны именно для договора фрахтования. Различия между дого¬ворами фрахтования, заключаемыми при перевозках пассажиров и багажа по заказам и легковыми такси, как это определено Уставом, состоят только в их форме. В первом случае этот дого¬вор заключается в письменной фор¬ме, а во втором - в устной.

«Заказные» перевозки

Еще одно отличие новой редакции Устава - регламентация условий осуществления перевозок пасса¬жиров и багажа по заказам. Это сделано для того, чтобы затруднить воз¬можность выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа под видом заказных. Как известно, сегодня это явление получило достаточно ши¬рокое распространение, особенно при осуществлении междугородных перевозок. При этом за заказчика (фрахтователя) пытаются выдать каждого, кто воспользовался соответст¬вующим транспортным средством.

Как эта проблема урегулирована Уставом? Во-первых, определены су¬щественные условия договора фрах¬тования, в число которых вошли и све¬дения о заказчике. Установлено, что договор фрахтования должен быть за¬ключен с каждым заказчиком в пись¬менной форме (в том числе в установ¬ленных случаях в форме заказа-наря¬да на предоставление транспортного средства для перевозок пассажиров) и содержать все существенные усло¬вия. Если заказчиком является физи¬ческое лицо, эти сведения должны бу¬дут включать фамилию, имя, отчество и паспортные данные заказчика. Есть надежда, что необходимость предо¬ставления указанных сведений повли¬яет на сокращение спроса на такие «псевдозаказные» перевозки.

Во-вторых, Устав выделяет две раз¬новидности заказных перевозок: пе¬ревозки, осуществляемые в интересах определенного и неопределенно¬го круга лиц.

К первому виду относятся перевоз¬ки организованных групп людей (на¬пример, детей в летний лагерь, со¬трудников предприятия к месту рабо¬ты и обратно, туристов на экскурсию и т.п.). Устав содержит ссылку на то, что допуск таких лиц для посадки в транс¬портное средство должен осуществ¬ляться в определенном порядке, уста¬новленном правилами перевозок пас¬сажиров и багажа. В соответствии с подготовленным проектом правил к посадке в транспортное средство в этом случае будут допускаться лица, предъявившие документы, удостове¬ряющие право пользования предо¬ставленным транспортным средством (удостоверение личности, экскурси¬онная путевка и т.п.), либо включенные в список пассажиров, предоставлен¬ный заказчиком.

К перевозкам второго вида отно¬сятся, например, перевозки, органи¬зуемые крупными торговыми центра¬ми для подвоза из транспортных узлов потенциальных покупателей. Данные перевозки осуществляются, как пра¬вило, по расписанию и по обращению любого лица. В этом смысле они мало чем отличаются от регулярных пере¬возок, что создает благоприятные условия для злоупотреблений. Чтобы помешать этому, в Устав включена норма, запрещающая при осуществ¬лении таких перевозок взимание ка¬кой-либо платы с пассажиров. Таким образом, оплата стоимости пользова¬ния транспортным средством должна в этом случае осуществляться исклю¬чительно заказчиком.

Порядок перевозки багажа

Устав уточняет порядок перевоз¬ки багажа и провоза ручной клади. В действующих правилах перевозок пас¬сажиров и багажа автомобильным транспортом слова «ручная кладь» и «багаж» используются как синонимы. В то же время согласно Гражданскому ко¬дексу РФ багаж в отличие от ручной клади - это вещи пассажира, которые он сдает перевозчику и за сохранность которых перевозчик несет материаль¬ную ответственность. Поэтому в Устав включены определения данных терми¬нов, подчеркивающие имеющиеся юридические различия. Кроме того, Ус¬тавом регламентируются минимальные по количеству и габаритам нормы пере¬возки багажа и провоза ручной клади. В то же время Устав наделяет перевозчи¬ков правом устанавливать нормы пере¬возки багажа, провоза ручной клади большего размера или в большем коли¬честве. Конечно, все это допускается при условии, что багаж будет перево¬зиться только в багажном отделении транспортного средства или в отдель¬ном багажном автомобиле, а размеще¬ние ручной клади в транспортном сред¬стве не будет препятствовать входу и выходу пассажиров.




Платежные карты

Еще одно нововведение касается порядка применений на транспор¬те платежных карт. Являются ли та¬кие карты билетом? Если нет, то при их использовании в соответствии с Граж¬данским кодексом РФ пассажиру дол¬жен выдаваться билет, а при их прода¬же, в том числе для проезда в город¬ском сообщении, - еще и чек или бланк строгой отчетности. Последнее тре¬бование вытекает из Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Устав допускает использование билетов, в которых часть или все рекви¬зиты указаны в электронном виде. Та¬ким образом, транспортные платеж¬ные карты или универсальные платеж¬ные карты с транспортным приложе¬нием приравниваются к билету.

Новый порядок перевозки детей

Устав вводит новый порядок перевозки детей, следующих совме¬стно с пассажиром. Согласно преды¬дущей редакции Устава пассажиру разрешалось «провозить вместе с со¬бой бесплатно в автобусах городских и пригородных маршрутов и в марш¬рутных таксомоторах одного ребенка в возрасте не больше 7 лет (на между¬городных маршрутах - одного ребен¬ка в возрасте не больше 5 лет), если он не занимает отдельного места». Дан¬ные нормы определялись, исходя из физиологических возможностей чело¬века по перевозке ребенка на коленях или на руках в течение всего времени поездки, не мешая при этом другим пассажирам. Аналогичные нормы бы¬ли включены и в ту редакцию Устава, которая была вынесена на обсуждение Государствен¬ной Думой. Однако уже в процессе под¬готовки законопроекта ко второму чтению в него было внесено несколько поправок. Одна из них связана с появ¬лением в Правилах дорожного движе¬ния пункта 22.9, согласно которому «перевозка детей до 12-летнего воз¬раста в транспортных средствах, обо¬рудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использова¬нием специальных детских удержива¬ющих устройств, соответствующих ве¬су и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, пре¬дусмотренных конструкцией транс¬портного средства». Поскольку в дан¬ном пункте тип транспортного средст¬ва не конкретизируется, то формаль¬но под эту норму подпадают все транспортные средства. На это обра¬тили внимание юристы Государствен¬но-правового Управления Президента Российской Федерации.

В результате в 21-й статье Устава появилась часть 2, согласно которой «в случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдель¬ных мест для сидения, пассажир име¬ет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер ко¬торой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной пла¬ты». Другие поправки, поступившие от ряда депутатов Государственной Ду¬мы, были направлены на расширение льгот по перевозке детей. В частнос¬ти, была принята поправка о снятии ограничения по количеству детей, ко¬торых разрешается перевозить бес¬платно совместно с пассажиром в го¬родском и пригородном сообщении без предоставления отдельных мест для сидения. В результате получается, что те дети, которые не помещаются на коленях или на руках у пассажира, бесплатно могут ехать только стоя. В целом следует признать, что 21-я статья вызовет у автоперевозчиков неодно¬значную реакцию.

Первый шаг - самый сложный

В соответствии с Уставом от¬дельные вопросы, связанные с пере¬возкой грузов, пассажиров и багажа, должны регулироваться соответст¬венно правилами перевозок грузов и правилами перевозок пассажиров и багажа. Впервые статус этих правил повышен до уровня постановления Правительства Российской Федера¬ции, тогда как на других видах транс¬порта аналогичные правила утвержда¬ются приказом Минтранса России. Это новшество - также следствие по¬правок, предложенных депутатами Го¬сударственной Думы.

Понятно, что Устав, как и любой за¬кон, является некоторым компромис¬сом. Поэтому он, конечно же, не идеа¬лен. Тем не менее это первый шаг к формированию правовой базы автомо¬бильного и городского наземного электрического транспорта, отвечающей современным условиям. В целях реа¬лизации положений Устава Минтранс России должен в ближайшее время подготовить ряд правовых актов, среди которых - уже упомянутые выше правила перевозок, изменения в Кодекс Рос¬сийской Федерации об администра¬тивных правонарушениях, а также по¬рядок оформления путевых листов.

Наш комментарий

Заместитель председателя Брянского городского Совета народных депутатов Владимир Селькин:

«Данный Устав регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Здесь даны базовые определения и указаны общие направления развития транспортной системы. Принятие этого документа - первый, но очень важный шаг на пути к цивилизованным отношениям в автотранспортной системе и пассажирских перевозках.

Следующим шагом, к которому готовится федеральный центр, а значит, вся страна, - принятие закона «Об общих принципах организации и транспортного обслуживания населения РФ». Именно после вступления в силу этого закона муниципалитеты получат действенный инструмент для регулирования отношений с коммерческими перевозчиками. Именно здесь будет указана необходимость проведения конкурсов, оговорены их условия, срок заключения договоров и т.п. Появится возможность заключать более долгосрочные - до 5 лет - договоры, что, безусловно, повысит заинтересованность и ответственность коммерческих перевозчиков за качество свого бизнеса, сделает его социально направленным.

И еще один документ должен внести свою лепту в многосложную работу по оптимизации работы автотранспорта - это отраслевые «Правила пассажирских перевозок», которые будут разработаны с учетом всех норм, прописанных в Уставе и законе.

Все это - перспектива ближайших лет. Принятие необходимых документов позволит нам навести порядок на дорогах и создать достойные условия для перевозки пассажиров».

Поделиться:

код для блога


← Предыдущая новость

28 Мая 2008

Студентка БГТУ победила лучших водителей троллейбусов Брянска

Следующая новость →

28 Мая 2008

«Джон Дир» — на трубчевской земле


Новости yansk.ru в формате RSS

RSS Все новости yansk.ru /rss/0/news.xml
RSS Политика /rss/1/news.xml
RSS Бизнес /rss/2/news.xml
RSS Образование /rss/11/news.xml
RSS Общество /rss/3/news.xml
RSS Спорт /rss/4/news.xml
RSS Культура /rss/6/news.xml
RSS Авто /rss/7/news.xml
RSS Недвижимость /rss/8/news.xml
RSS Происшествия /rss/10/news.xml
[Valid RSS]

При перепечатке и любом другом использовании материалов, созданных журналистами портала, ссылка на Янск.Ру обязательна.


Наши партнеры:

© 2012 – 2024 Янск / yansk.ru

© ООО "Альма"

© ООО "Интернет супермаркет Брянск"

Все материалы на сайте являются интеллектуальной собственностью компаний. Полное или частичное использование информации возможно только с разрешения администрации.

Данный интернет-ресурс носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ.
Для получения подробной информации обращайтесь по телефону.


Создание сайта – компания "Альма", 2012 Развитие направления – ООО "Интернет супермаркет Брянск", 2016
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску