Наверх

Личный кабинет

регистрация / вход
регистрация / вход
Главная / Новости / Фундаментальные научные исследования по проблемам преодоления последствий Чернобыльской катастрофы
18

18 января 2010

2010
earlier later
01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Сегодня


18 Января 2010

Фундаментальные научные исследования по проблемам преодоления последствий Чернобыльской катастрофы

Елисеева Е.В. Проект - победитель первого трехстороннего межрегионального конкурса проектов фундаментальных научных исследований по проблемам преодоления последствий Чернобыльской катастрофы.

В 2009 году Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) с целью развития научно-технического сотрудничества между российскими, белорусскими и украинскими учеными, в соответствии с соглашениями о сотрудничестве между РФФИ и Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований (БРФФИ) и РФФИ и Государственным фондом фундаментальных исследований Украины (ГФФИУ) был объявлен первый трехсторонний межрегиональный конкурс 2009 года проектов фундаментальных научных исследований по проблемам преодоления последствий Чернобыльской катастрофы, выполняемых совместными коллективами ученых из Брянской (Российская Федерация), Гомельской (Республика Беларусь) и Черниговской (Украина) областей.

Проект «Информационная система для поддержки работы международного сетевого сообщества исследователей: Межрегиональный научный портал "Преодоление последствий Чернобыльской катастрофы: фундаментальные исследования и практическая реализация"» был поддержан РФФИ, БРФФИ и ГФФИ Украины в числе проектов - победителей Конкурса.

Основным исполнителем от российской стороны является творческий коллектив сотрудников Брянского государственного университета им.акад.И.Г.Петровского (руководитель и координатор международного проекта - профессор кафедры «Автоматизированных информационных систем и технологий» Елисеева Е.В.). От белорусской стороны основными соисполнителями являются сотрудники кафедры "Автоматизированных систем управления" Гомельского государственного университета им.Ф.Скорины, которые регулярно выполняют госбюджетную и хоздоговорную тематику в области информационных технологий. От украинской стороны основным соисполнителем является лаборатория "Компьютерных технологий" Черниговского государственного института экономики и управления, основным направлением деятельности которой является разработка и создание информационных систем, более 100 из которых введены в действие на предприятиях и организациях Украины.

Рассматриваемый Проект возник не случайно. Преодоление последствий радиационных катастроф было признано соответствующим приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации еще в начале 90-х годов ХХ века в связи с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС. Авария, происшедшая на Чернобыльской атомной станции в апреле 1986 года, остается наиболее драматичной и тяжелой по своим последствиям катастрофой современной истории. Ее влияние на жизнь миллионов людей продолжает сказываться сегодня, как и 24 года назад. Чернобыльская катастрофа сильно отразилась на психологическом и социальном состоянии населения Брянской области и пагубно сказалась на физическом здоровье людей, которые по сей день проживают на загрязненных территориях. Брянская область - это не единственный пострадавший регион Российской Федерации, но на ее долю пришлось 64% радиационного удара, который обрушился на Россию. Чтобы глубже понять масштабы трагедии для Брянщины, приведем несколько цифр. Если на Украине в зоне жесткого радиационного контроля проживало 50 тыс. человек, в Белоруссии-110 тыс., то только в одной Брянской области-112 тыс. человек, из них 56 тысяч пришлось эвакуировать или переселять. Из пострадавших местностей России только в Брянской области представлены все радиационные зоны, в том числе зоны отчуждения и отселения. Загрязненными оказались территории с числом жителей около полумиллиона человек. Радиоактивному загрязнению подверглась территория площадью около 12,1 тыс. кв. км (35,5% общей площади), в том числе с уровнем от 1 до 5 Ки/кв. км - 6,75 тыс. кв. км, от 5 до 15 Ки/кв. км - 2,99 тыс. кв. км, от 15 до 40 Ки/кв. Км - 2,34 тыс. кв. км, свыше 40 Ки/кв. км -12,4 кв. км. До настоящего времени в семи юго-западных районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, имеется 160,2 тыс, га площадей с уровнем загрязнения свыше 5 Ки/кв. км, или 34% от наличия. Мониторинг радиационной обстановки показал, что коренного перелома в сторону улучшения пока не наступило. Процессы освобождения и самоочищения почв от радионуклидов идут медленно.

В этой связи необходимо отметить, что ученые Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского уже более 20 лет активно разрабатывают подходы по созданию и развитию системы комплексной помощи и реабилитации: (социальной, медицинской, психологической, педагогической) населения на посткатастрофном пространстве, исследуют морфологические и функциональные показатели здоровья детей и молодежи, обучающейся в зоне радиоактивного загрязнения, участвуют в повышении общего уровня экологической и радиологической культуры населения Брянской области.

Так, с 1990 года в рамках выполнения федеральной целевой программы «Дети Чернобыля» ВТК в составе Демиденко Э.С., Волкова В.В., Ткаченко А.С., Симоненко В.Д., Ядвиршис Л.А., Кудояра Л.Н., Литвина Ф.Б., Елисеевой Е.В., Власова В.Н., И.А.Геращенкова, В.П.Быкова, Желбановой Р.И., Михалева В.П., Романникова В.И., Киреева Ю.В., Ксенофонтовой Е.Г.,Журина Н.В., Балыкиной О.С. и др. под общим руководством проректора по науке, профессора Бастракова Г.В. участвовали в разработках научных основ психолого-педагогической помощи детям и подростам в посткатстрофических условиях после аварии на Чернобыльской АЭС.

Основные результаты труда временного творческого коллектива Брянского государственного университета по президентской программе «Дети России» и федеральной целевой программе «Дети Чернобыля» нашли свое отражение в целом ряде научных публикаций, отчетов, в диссертационных исследованиях Ткаченко А.С.(докторская диссертация), Власова В.Н., Елисеевой Е.В., Геращенкова И.А и фундаментальном научном труде - монографии профессора Ткаченко А.С. «Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам в посткатастрофических условиях» ( Москва: Педагогическое общество России, 2005. -240 с.).

В 2003 году в Брянском государственном университете была создана научно-исследовательская лаборатория психологии проектной деятельности (руководитель лаборатории доктор психологических наук, профессор Матяш Н.В.) с целью учебно-методического обеспечения подготовки кадров по направлению «Психология», технического обеспечения работы по психопрофилактике, психогигиене и психической адаптации учащейся молодежи, проведения научно-исследовательской работы в области психологии проектной деятельности как вида современной эффективной учебной деятельности учащихся. Сотрудники указанной лаборатории продолжили осуществление исследований, важных для разработки реабилитационных психолого-педагогических мероприятий на постчернобыльском пространстве:

- проведение теоретических и прикладных исследований по проблемам учебной деятельности, оперативной диагностике различных уровней индивидуальности личности и психических состояний на различных этапах овладения проектной деятельностью;

- апробацию на ограниченном контингенте студентов методик активизации познавательной деятельности, социально-психологического тренинга, регуляции состояния и коррекции свойств личности;

- апробация методик, моделирующих психологические условия технологического обучения с целью повышения их эффективности;

- создание банка информации о данных лонгитюдного обследования учащейся молодежи; о метода психодиагностики, адаптированных к условиям психологического обучения, методах контроля эффективности разных методов обучения;

- проведение психодиагностических обследований учащихся образовательных учреждений в посткатастрофных регионах.

В период с 2003 по 2009 гг. сотрудники Лаборатории осуществляли деятельность по выполнению научно-исследовательских работ по грантам Минобразования РФ «Теоретико-методологические основы технологического образования школьников», 2004-2005 гг.; EuropeAid/121073/C/G/Multi -190601 - Программа Сотрудничества Евросоюз-Россия (ТАСИС), 2005-2008 гг.; НФПК ELSP/A2/Gr/001-005-12/07 Проект «Информатизация системы образования», «Создание набора цифровых образовательных ресурсов» к учебникам «Технология 10-11 кл., раздел «Профессиональное самоопределение. Профессиональная карьера» совместно с творческим коллективом профессора Елисеевой Е.В.

Большой вклад в научные исследования по Чернобыльской проблематике в Брянском государственном университете вносят представители научных школ профессоров Булохова А.Д., Золотниковой Г.П., Нам И.Я. и Заякина В.В.., а также коллективы ряда научно исследовательских лабораторий НИИ фундаментальных исследований БГУ.

Основным направлением научных исследований коллектива научной школы «Медико-гигиеническая и психотерапевтическая помощь учащейся молодежи по повышению психофизиологической адаптации в современной технологической среде» под руководством доктора медицинских наук, профессора Г. П. Золотниковой, зав. кафедрой психофизиологии и клинической психологии является изучение сомато-функциональных, психофизиологических, психологических показателей соматического и психического здоровья учащихся (школьники разных возрастных групп, учащиеся колледжей, студенты вузов), в условиях воздействия радиационно-химического загрязнения окружающей среды с разработкой и внедрением в практику комплексов профилактических, диагностических и лечебно-профилактических мероприятий по сохранению здоровья учащейся молодежи в современной технологической среде.

В результате научной деятельности коллектива получены новые данные, представляющие научную новизну, которые закреплены в диссертационных исследованиях Семенищенковой Т. А., Шумейко А. Я., Комиссаровой Т. А., Соколовой И. В., Захарова Н. Е., Мозжеровой М. А., Воропаевой С. В., Гурьяновой М. Г., Семеновой Т. Н., Тришкина Б. В., Калмыкова О. Г., Панова М. Г., Агафоновой И. В., и др. (17 защищенных кандидатских диссертаций, 3 докторских диссертации находятся в процессе подготовки), монографиях, методических разработках; отражены в материалах международных и всероссийских научно-практических конференций. По материалам исследований научной школы опубликовано свыше 150 работ (за последние 3 года), в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Результаты научных разработок внедрены в практическую деятельность медицинских и образовательных учреждений Брянского региона, в учебный процесс Брянского госуниверситета имени И. Г. Петровского, Брянского института повышения квалификации работников образования.

Основными направлениями исследований представителей научной школы «Биотехнологии и экологии» под руководством доктора биологических наук, профессора Нам Ирины Яновны и доктора биологических наук, профессора Заякина Владимира Васильевича выступают:

1. Биотехнология растений;

2. Биотехнология животных;

3. Медицинская бионанотехнология

Необходимо подчеркнуть, что биотехнология и нанобиотехнология входит в список приоритетных направлений развития экономики Российской Федерации. При формировании в Брянской области экономики инновационного типа весьма актуально широкое внедрение рассматриваемых наукоемких биотехнологий в сельском хозяйстве, медицине, озеленении, экологии и охране окружающей среды. Высокую социальную значимость имеют проекты по нанобиотехнологии, направленные на снижение уровня заболеваемости жителей области туберкулезом и лейкозом.

В настоящее время группа ученых под руководством Нам И.Я. и Заякина В.В.(Федоров С.Б.Артюхова А.В., Лукашевич М.И., Костюкова Е.Е., Иванников Р.В., Иванникова Н.С., Черевченко Т.М., Епихова О.Г., Вишневская, Р.В. , Му-За-Чин В.В., Дроздов. Е.В., Кожевина О.А. и др.) проводят весьма перспективные для Брянской области как постчернобыльского региона РФ исследования в области биотехнологии:

1. Генетический анализ устойчивости животных к лейкозу для создания высокопродуктивного и оздоровленного стада КРС.

2. Высокотемпературная ферментация кормов для получения заменителя цельного молока и растительной патоки.

3. Технология кормления животных и птицы хлореллой.

4. Нанобиотехнологии на основе использования биочипов для ранней диагностики типов туберкулеза и лейкоза - социально значимых для Брянской области заболеваний.

5. Сохранение биоразнообразия флоры Брянской области за счет размножения в культуре in vitro редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красную книгу Брянской области;

6. Анализ генетического полиморфизма в семействе Орхидные с применением метода ISSR-PCR;

7. Разработка генетического анализа рода Lupinus с помощью ISSR и RAPD-PCR для молекулярной систематики и селекции люпина.

8. Разработка метода создания андроклинных дигаплоидных растений люпина и малины.

Ведущим направлением исследований представителей научной школы доктора биологических наук, профессора, академика Российской Экологической Академии, заведующего кафедрой ботаники Брянского государственного университета Булохова Алексея Даниловича является Эколого-флористическая классификация растительности как основа охраны и оптимальной стратегии использования растительного покрова" (на примере Южного Нечерноземья России). В рамках этого направления осуществляется:

- разработка флористической классификации как основы сохранения популяционно-видового и фитоценотического разнообразия растительного покрова;

- инвентаризация флоры Брянской области и Юго-Западного Нечерноземья России;

- ведение Красной книги растений Брянской области.

Представители научной школы профессора Булохова А.Д. (Величкин Э.М., Аверинова Е.А., Борздыко Е.В., Панасенко Н. Н., Семенищенков Ю.А., Харин А.В.- Клюев Ю. А.. Шапурко А.В., Сильченко И.И. и др.) принимают участие в выполнении целого ряда научно-исследовательских проектов, выполняемых по грантам и весьма актуальных для Брянской области и приграничных регионов Белоруссии и Украины:

- «Флора и растительность радиационно загрязненных приграничных территорий Брянской (Россия), Гомельской (Беларусь),и Черниговской (Украина) областей в постчернобыльский период» (Грант РФФИ 09-04-90354-РБУ);

- «Ведение Красной книги Брянской области». (Госконтракт, Администрация Брянской области);

- «Разработка биотехнологических подходов для сохранения редких и исчезающих растений, занесенных в Красную книгу Брянской области».

Научно-исследовательская лаборатория биоиндикации и биомониторинга НИИ фундаментальных и прикладных исследований Брянского государственного университета (научный руководитель - Прокофьев И.Л., кандидат биологических наук, доцент) работает над проблемами:

- Оценки качества среды обитания и ее отдельных характеристик по индикаторным показателям биоты в природных условиях.

- Выявления отдельных таксонов, экологических группировок, физиологически сходных организмов, которые могут быть использованы в качестве биологических индикаторов состояния экосистем и окружающей среды в целом.

- Разработки методов биоиндикации и методик оценки качества окружающей среды.

В целях реализации этих трех основных направлений деятельности лаборатории создана система наблюдений за экологическим состоянием биотического компонента ряда природных объектов на территории Брянской области, создается банков биологических данных, характеризующих экологическое состояние изучаемых природных объектов.

Научно-исследовательская лаборатория популяционной цитогенетики НИИ фундаментальных и прикладных исследований Брянского государственного университета (научный руководитель -- Афонин А.А., доктор с.-х. наук, доцент, профессор) занимается разработкой следующих проблем:

- Цитогенетический мониторинг популяций природно-техногенной сферы Восточной Европы.

- Генетический потенциал массовых видов ив средней полосы России и его рациональное использование.

- Биологическое разнообразие вторичных мелколиственных лесов Юго-Запада России.

- Эколого-генетический мониторинг плодово-декоративных и цветочно-декоративных культур.

Сотрудники лаборатории Анищенко Л.Н., Борздыко Е.В., Долганова М. В., Козлов А.Л., Лукутина Н.А. принимают участие в выполнении следующих научно-исследовательских проектов, выполняемых по грантам:

- Грант РФФИ 09-04-90351 «Изучение процессов спонтанного и химически индуцированного мутагенеза и опухолеобразования у животных (млекопитающих), обитающих на территориях с техногенно и природно повышенным радиационным фоном».

- Грант БГУ «Изучение эколого-генетического потенциала плодово-декоративных культур Брянской области и разработка рекомендаций по его рациональному использованию для защиты и реабилитации почв в особо неблагоприятных условиях»

Сотрудники научно-исследовательской лаборатории химических соединений и лекарственных средств для экстремальных условий НИИ фундаментальных и прикладных исследований Брянского государственного университета (научный руководитель -- Стратиенко Е.Н., заведующий кафедрой основ медицинских знаний Брянского государственного университета, профессор, доктор медицинских наук) выполняют научно - исследовательские работы по теме: «Поиск и изучение лекарственных средств для обеспечения выживаемости и работоспособности в экстремальных условиях». В частности, Дорощенко В.Н., профессор, доктор медицинских наук, развивает научное направление «Медицинские последствия Чернобыльской катастрофы».

Нельзя не отметить существенный вклад в разработку мероприятий социально-психологической реабилитации населения, в исследования морфологических и функциональных показателей здоровья детей и молодежи, обучающейся в зоне радиоактивного загрязнения, а также в повышение общего уровня экологической и радиологической культуры населения юго-западных районов Брянской области, который вносит коллектив ученых филиала Брянского государственного университета в г.Новозыбкове под руководством директора филиала Стародубец С.Н.

Научные исследования по направлениям: «Традиционный фольклор на территории брянско-гомельского пограничья в условиях социально-экономических и экологических преобразований в славянских государствах: фолклорно-этнолингвистическое исследование» (руководитель - д.фил.н.. доцент Стародубец С.Н.), «Современное состояние духовной культуры малых городов брянско-гомельского пограничья: традиции и новации» (руководитель - д.фил.н.. доцент Стародубец С.Н.), «Актуальные проблемы науки и образования в посткатастрофном регионе (руководитель - к.пед.н, доцент Шлома А.В.), «Оценка показателей морфологического и функционального статуса студентов, родившихся и обучающихся в зоне радиоактивного загрязнения ( руководитель - ст.препод. Толкач И.Д.), «Исследование качества жизни у постчернобыльского поколения в зависимости от радиационно-гигиенических условий проживания и выполненных защитных мероприятий (руководитель - к.мед.н., доцент Кислов М.В.), «Изучение проблем психолого-педагогического стимулирования процессов самоактуализации молодежи, проживающей на территории, пострадавшей от аварии на ЧЭАС» (руководитель - к.пед.н, доцент Пустовойтов В.Н.) и др. были поддержаны Российским гуманитарным научным фондом, результаты обсуждались и были одобрены на международных научных конференциях, посвященных преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской атомной станции, которые с 2006 года филиалом БГУ в г.Новозыбкове организуются ежегодно и являются важным вкладом в обеспечение комплекса научных информационных мероприятий по вопросам преодоления последствий радиационных аварий.

В результате многолетней работы указанных выше творческих научных коллективов ученых Брянского государственного университета получены и обобщены данные о мероприятиях по минимизации последствий чернобыльской аварии и реабилитации жизнедеятельности населения. Установлено, что за прошедшие годы после аварии на ЧАЭС проведено более 30 мероприятий имеющих основные направления: инженерно-технические, экологические, агропромышленные, медицинские, психологические, социальные, экономические, правовые и другие.

Работы учёных БГУ подтверждают, что проведённый комплекс защитных мероприятии от дополнительного чернобыльского облучения не привел к значимым достижениям в реабилитации, улучшении состояний здоровья у постчернобыльского поколения. Основные мероприятия, которые восстанавливают нарушенный уклад жизни и способствуют повышению качества жизни: социальные, экономические и правовые. Аналогичные мероприятия являются значимыми для населения, не проживающего на территории загрязненной радионуклидами. В этих работах также убедительно показано, что медицинские последствия аварии оказались менее серьезными, чем предполагалось. Наиболее масштабные последствия аварии реализовывались не в радиологической, а прежде всего в социально-экономической сфере.

Таким образом, результаты проведенных брянскими учеными исследований доказывают, что чернобыльский опыт, ухудшение здоровья населения при аварийном радиоактивном загрязнении окружающей среды обусловлено не столько непосредственным воздействием малых доз ионизирующего облучения, сколько комплексом последствий аварии нерадиационной природы, что психологический стресс сразу после катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, а затем признание на законодательном уровне миллионов граждан, проживающих на загрязненных территориях и принимавших участие в ликвидации последствий аварии, «жертвами» Чернобыля, привели к дистрессу, радиотревожности. В процессе широкого изучения психологических последствий аварии ученые отмечают у населения региона такие симптомы, как головная боль, нарушение сна и эмоционального равновесия, неспособность концентрировать внимание. Убежденность многих людей в том, что наиболее вероятной причиной их плохого здоровья является длительное облучение в малых дозах, могла вызвать или усилить их недомогание. Исследователи отмечают также высокий уровень тревожности учащихся, проживающих на таких территориях, наличие у них чувства ущербности, неверия в успешность перспективы своей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной карьеры. Это особенно остро чувствуется в сельских школах, и без того находящихся в стесненных обстоятельствах из-за слабой материальной базы

Указанные выводы во многом идентичны полученным специалистами ведущих академических институтов РАН, других научных учреждений России, зарубежными специалистами. Так, например, доктор биологических наук, заведующий лабораторией радиобиологии техногенно-обусловленных заболеваний ФГУ «ФМБЦ А.И.Бурназина ФМБА России» Котеров А.Н. считает, что «авария на ЧАЭС привела к долговременным изменениям в жизни людей, проживавших в загрязненных районах, поскольку меры по снижению уровней излучения включали переселение, изменения в поставках продовольствия и ограничения в повседневной деятельности отдельных лиц и целых семей. Эти события сопровождались большими экономическими, социальными и политическими переменами в затронутых аварией странах, вызванными распадом Советского Союза. Таким образом, психологические и иные последствия аварии, в том числе и многие расстройства здоровья, обусловлены не самим по себе облучением, а сопровождающими аварию социальными факторами и соответствующим стрессом». При этом Котеров А.Н. справедливо отмечает, что «посттравматический стресс любого происхождения является устоявшейся категорией в психиатрической диагностике; он включает ночные кошмары и навязчивое переживание травмировавшего события, в данном случае, самого факта облучения. Социальные и экономические лишения людей, проживающих в загрязненных районах, усиливали их реакцию на стрессорные факторы, однако при этом не отмечалось корреляции с уровнем загрязнения. Самооценка этих людей оказывается низкой, отмечается ухудшение состояния здоровья, они не были способны решать сложные социальные и экономические проблемы; их неудовлетворительная психологическая адаптация еще больше обостряется. В результате в соответствующей популяции населения и среди ликвидаторов имеются свидетельства повышенной частоты несчастных случаев (травм, дорожных происшествий, самоубийств, алкогольных отравлений и внезапных смертей по невыясненным причинам) по сравнению с населением не затронутых аварией областей».

Специалисты ИБРАЭ РАН на основе полученных в рамках выполнения проекта ТАСИС ENVREG 9602 «Решение вопросов реабилитации и вторичных медицинских последствий Чернобыльской катастрофы», отмечают, что «состояние стресса у обследованных ликвидаторов из-за угрозы радиационного поражения во время пребывания их в зоне аварии стало причиной развития посттравматического стрессового расстройства приблизительно для 20 % обследованных и отдельных его симптомов - ещё у 23 %. Интересно, что частота встречаемости посттравматических нарушений у ликвидаторов соответствует частоте, наблюдаемой у участников военных событий (20...25 %). Известно, что лица, страдающие этим расстройством, более чем другие склонны к разным формам дезадаптивного поведения, у них чаще возникает алкоголизм, наркомания, суицид и пр. Эти люди требуют особой социальной и медико-психологической поддержки.»

По данным специалистов из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, симптомы посттравматического стрессового расстройства наблюдаются и среди населения пострадавших территорий: у 9 % обследованных лиц из населения города Новозыбкова были диагностированы соответствующие расстройства психического здоровья, почти 50 % составили "группу риска", то есть у них были выявлены отдельные симптомы. Население пострадавших регионов повышенно реактивно к любым стрессорным факторам. Хотя частота невротических симптомов у жителей сильно загрязнённых районов выше, чем в пограничных зонах, однако прямой связи с уровнем дозы не было выявлено.

Изложенные выше мнения авторитетных исследователей позволяют сделать вывод о том, что соматические эффекты аварии на ЧАЭС в виде множественных расстройств здоровья имеют психосоциальную природу и не могут рассматриваться как непосредственный результат облучения. Однако они значительно снижают качество жизни населения пострадавших в результате аварии регионов.

Таким образом, проблема преодоления последствий крупномасштабной аварии на ЧАЭС остаётся одной из наиболее актуальных и в то же время одной из наиболее сложных научных проблем, она, бесспорно, глубока и многогранна. И в ее решении требуются новые научные подходы, ориентированные на комплексный учёт экологических, медицинских, психологических, социальных, экономических, политических и других факторов. Как считает ряд ученых (Курдюмов С.П., Урсул А.Д., Романович А.П., Краснощеков Г.П., Розенберг Г.С., Муравых А.И., Туник В.А. и др.), в современных условиях одним из наиболее актуальных для решения указанной сложнейшей проблемы научных подходов является синергетический подход. Современная наука доказала, что на уровне физической, химической, биологической, социальной форм организации материи объективный мир состоит из сложных систем. Значительная их часть - это открытые неравновесные системы. Были открыты и свойства таких систем самоструктурироваться, самоорганизовываться, саморазвиваться и самовоспроизводиться.

В работе А.П., Краснощекова и Г.П., Розенберга «Экология в «законе» синергетика рассматривается, как новая область науки, занимающаяся изучением сложных систем, феномена самоорганизации, различных видов неустойчивости, переходных процессов. Это - новое научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах (биологических, физико-химических и других) благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень их упорядоченности, то есть уменьшается энтропия (так называемая самоорганизация). Основа синергетики - термодинамика неравновесных процессов, теория случайных процессов, теория нелинейных колебаний и волн.

Создатель синергетического направления и изобретатель термина "синергетика" профессор Штутгартского университета и директор Института теоретической физики и синергетики Герман Хакен считал, что термин "синергетика" означает "совместное действие", подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого.

Таким образом, рассмотрение синергетики как науки о самоорганизации систем, состоящих из множества подсистем самой различной природы, подчеркивает универсальность этого методологического подхода, его применимость в различных областях науки.

Исследования, проводимые с использование синергетического подхода, свидетельствует о том, что для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития. Это положение позволяет сделать вывод, что в принципе существуют такие пути развития человека и природы, которые могли бы устроит человека и не наносить вреда природе. Для нахождения таких путей и необходимо понять закономерности развития сложных систем, каковыми и являются социальные и природные системы на постчернобыльском пространстве.

Как показывает в своих работах профессор Муравых А.И., достижения синергетики и прежде всего ее методологический инструментарий могут служить эффективным средством решения современных проблем, способствовать формированию новой парадигмы управления. Муравых А.И. относит к важнейшим понятиям синергетики понятия среды, состояния неравновесности, бифуркации, аттрактора (притягатель). В условиях нестабильности система проходит ряд кризисных состояний с усиливающейся неравновесностью и приближается к точке бифуркации, в которой происходит выбор направления изменения качества системы или доминирующего аттрактора. В районе точки бифуркации идет борьба между организационными и дезорганизационными процессами, система попадает в зоны притяжения того или иного аттрактора, а за точкой бифуркации реализуется линия развития "победившего" аттрактора. Аттрактору отвечают соответствующая структура и установившийся режим функционирования, их можно также рассматривать как потенциальные состояния устойчивого динамического равновесия системы, которые соответствуют ее внутренним тенденциям развития или деградации ("маяки" будущего). Учет синергетических закономерностей существенно меняет традиционные представления в области управления, согласно которым эффект от управляющего воздействия однозначно и линейно зависит от величины приложенных усилий, т.е. чем больше усилий, тем выше эффект.

Важно отметить, что, по мнению ряда ученых (Урсул А.Д., Колин К.К., Муравых А.И., Туник В.А. и др.), рассматриваемое новое направление научных исследований - синергетика - имеет особый статус. Она междисциплинарна, так как ориентирована на то, чтобы выявить законы самоорганизации и коэволюции сложных систем любой природы, независимо от конкретной природы составляющих их элементов. Синергетические исследовательские программы в последнее время выходят далеко за пределы естественнонаучного знания, тех областей математической физики, физики лазеров, физики плазмы и физической химии, в которых были разработаны первые базовые синергетические модели. Синергетика плодотворно применяется к исследованию человека, человеческой культуры и общества, в таких областях как нейробиология и нейроиммунология, когнитивная психология и психология восприятия, психиатрия и психотерапия, различные области медицины, экология, экономика и социология, педагогика, социальная информатика, науковедение и культурология.

Благодаря своей междисциплинарности синергетика ведет к новому конструктивному диалогу между специалистами в различных научных дисциплинах, что весьма важно для исследований, направленных на поиск путей преодоления последствии Чернобыльской катастрофы. По мнению Ю.Л.Климонтовича, синергетика - это не новая наука, но новое объединяющее направление в науке. Цель синергетики - выявление общих идей, общих методов и общих закономерностей в самых разных областях естествознания и социологии.

Синергетика, имея первоначально естественнонаучную основу (нелинейный анализ, теорию детерминированного хаоса, теорию диссипативных структур, фрактальную геометрию природы, моделирование быстрых процессов blow up), ныне все более гуманитаризируется. Благодаря недавним результатам в области синергетики (или теории самоорганизации) начинают устанавливаться внутренние связи между естественными и гуманитарными науками. Теория самоорганизации активно разрабатывается в настоящее время в различных странах в ряде научных школ в самых разнообразных аспектах. Поэтому существуют достаточно веские основания полагать, что синергетика может служить основой для междисциплинарного синтеза знаний.

Нет необходимости доказывать полезность синергетического подхода или настаивать на непременном использовании названия "синергетика" всеми, чьи достижения, текущие результаты или методы сторонники синергетики склонны считать синергетическими. Явления самоорганизации, излучение сложности, богатство режимов, порождаемых необязательно сложными системами, оставляют простор для всех исследователей. Каждый ученый может найти свою рабочую площадку и спокойно трудиться в меру желания, сил и возможностей. Синергетика с ее статусом метанауки изначально была призвана сыграть роль коммуникатора, позволяющего оценить степень общности результатов, моделей и методов отдельных наук, их полезность для других наук и перевести диалект конкретной науки на высокий уровень междисциплинарного общения, обеспечить взаимопонимания между участниками научного диалога. Именно эта особенность синергетического подхода, по нашему мнению, весьма актуальна для современных исследований по чернобыльской проблематике.

В настоящее время поиск путей преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС продолжается, появились новые подходы, новое поколение ученых, новые средства взаимодействия, как отдельных исследователей, так и научных коллективов на базе ЭВМ и телекоммуникаций, что позволяет надеяться на успехи в преодолении последствий чернобыльской катастрофы.

В Брянском государственном университете накоплен определенный опыт в использовании информационных технологий в образовании и науке, том числе в разработке и использовании цифровых (электронных) научно-образовательных ресурсов, в том числе и проблемно-ориентированных информационных систем с развитым веб-интерфейсом. В 2007-2008 г.г. при поддержке Национального Фонда подготовки кадров (НФПК) творческим коллективом исследователей под руководством профессора Елисеевой Е.В. разработаны теоретико-методологические и методические основы применения цифровых образовательных ресурсов и созданы наборы цифровых образовательных ресурсов к учебникам «Технология». Результаты разработок размещены в Федеральной Коллекции цифровых образовательных ресурсов, внедрены в образовательных учреждениях Брянской области и других регионов РФ, а также в учебный процесс Брянского государственного университета. В 2006-2008 г.г. в рамках гранта НФПК «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» был создан «Брянский учительский портал» - один из наиболее популярных образовательных ресурсов региона.

Несомненная актуальность поиска решения проблемы преодоления последствий катастрофы на ЧЭАС в современных условиях на межрегиональном уровне, рассмотренные научные предпосылки, накопленный учеными БГУ и зарубежными коллегами из Гомельского государственного университета им.Ф.Скорины и Черниговского государственного института экономики и управления опыт, позволили сформулировать фундаментальную научную проблему, основные задачи рассматриваемого Проекта, предлагаемые методы и подходы к решению поставленных задач.

Фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект: реализация современных научных взглядов и идей в преодолении последствий Чернобыльской катастрофы с использованием достижений в области информационных и коммуникационных технологий.

Объект исследования: последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

Предмет исследования: информационная система для поддержки работы международного сетевого сообщества исследователей: Межрегиональный научный портал "Преодоление последствий Чернобыльской катастрофы: фундаментальные исследования и практическая реализация"

Основная цель проекта состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования современных информационных и коммуникационных технологий в совместной работе международных распределенных коллективов ученых - представителей Брянской, Гомельской, Черниговской областей России, Украины и Белоруссии, и гражданского сектора, информационное обеспечение научных исследований, направленных на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы.

Для достижения этой цели разработчиками Проекта были поставлены следующие, согласованные с зарубежными партнерами, задачи.

1. Разработка модели координации усилий распределенных международных научных коллективов и их взаимодействия с гражданским сектором, бизнесом и государственными органами управления для мониторинга и формирования общественного мнения, выявления источников потенциальных социально-экономических проблем на постчернобыльском пространстве.

2. Создание Межрегионального научного портала «Проблемы преодоления последствий Чернобыльской катастрофы: фундаментальные исследования и практическая реализация».

2.1. Разработка концепции, структуры, технологической платформы функционирования Интернет-портала.

2.2. Создание базы данных научных и научно-методических материалов в рамках выбранного в Проекте научного направления и первичное контентное наполнение Интернет-портала..

2.3. Создание научного Форума для исследователей по направлению Проекта.

2.4. Создание других рубрик портала под задачи Проекта.

3. Проведение научно-методической работы с распределенными международными научными группами исследователей.

3.1. Организация и проведение Интернет-семинаров и Интернет-конференций по направлениям исследований.

3.2. Поддержка работы научного Форума для региональных исследователей.

3.3. Организация и обеспечение работы виртуальных научных школ и мастер-классов для молодых ученых, студентов по направлениям исследований.

3.4. Организация взаимодействия ученых с гражданским сектором, бизнесом и государственными органами управления для мониторинга и формирования общественного мнения, выявления источников потенциальных социально-экономиченских проблем на постчернобыльском пространстве.

4. Информационное обеспечение реализации проекта

4.1. Размещение ссылок на национальных научных и образовательных порталах.

4.2. Подготовка и размещение информационных материалов о Проекте в специализированных научных изданиях, центральной и региональной прессе.

Предлагаемые методы и подходы к решению поставленных задач:

1. Создание единого межрегионального информационного пространства как необходимого условия для реализации современных научных взглядов и идей в преодолении последствий Чернобыльской катастрофы.

2. Разработка модели координации усилий распределенных международных научных коллективов и их взаимодействия с гражданским сектором, бизнесом и государственными органами управления для мониторинга и формирования общественного мнения, выявления источников потенциальных социально-экономических проблем на постчернобыльском пространстве.

3. Создание, научно-методическое и техническое сопровождение проблемно-ориентированной информационной системы: Межрегиональный научный портал «Проблемы преодоления последствий Чернобыльской катастрофы: фундаментальные исследования и практическая реализация».

4. Создание на базе Интернет-портала тематического коммьюнити по проблемам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

Основным инструментом, используемым для решения поставленных задач Проекта, является Межрегиональный научный портал AllChernobyl.net. Он представляет собой набор персонально ориентированных online-инструментов в помощь исследователям, и прежде всего - молодым ученым - исследователям, занимающимся научной деятельностью и принимающих участие в решение проблемы преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Общесистемные принципы, положенные в основу создания портала, соответствуют свойствам полезности и целевой ориентации: принцип открытости - предполагает возможность подключения к порталу специализированных сайтов или расширение его новыми функциями и задачами без нарушения стабильной работы; принцип модульности, принцип автоматизации основных процессов создания и поддержки функционирования портала на основе использования интегрированных CMS-средств; принцип стандартизации и унификации проектного решения и обеспечения соответствия его международным стандартам открытых систем; принцип эффективности - требует оптимального соотношения расходов на создание портала и эффекта от его внедрения.

Функционирование разработанного Web-портала в среде Интернет соответствует следующим организационным принципам: свободного доступа к информационным ресурсам, научного подхода к отбору информации, соблюдения легитимности предоставляемых документов, интерактивного взаимодействия с пользователями и авторами, сотрудничества с лицами и организациями, осуществляющими фундаментальные и прикладные исследования по направлениям Проекта.

Определены основные цели создаваемого Web-портала:

1. Поддержка работы международного сетевого сообщества исследователей проблемы преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Создании условий для системного внедрения и активного использования современных информационных и коммуникационных технологий в совместной работе международных распределенных коллективов ученых - представителей Брянской, Гомельской, Черниговской областей России, Украины и Белоруссии, и гражданского сектора.

3. Предоставление ученым России, Белоруссии, Украины и других стран возможность размещения информации о себе и своей научной деятельности в Интернете.

4. Создание Интернет-площадки для эффективного обсуждения учеными своих идей.

5. Повышение интереса и стремления молодых учёных к научной деятельности

Для достижения поставленных целей создан набор интегрированных и персонально ориентированных сервисов, которые предоставляют следующие возможности:

• Поиск научных контактов.

• Архив материалов (статей, публикаций, рабочих материалов, презентаций и т.п.).

• Персональная страница ученого или преподавателя.

• Получение независимой оценки и обсуждение научной работы среди пользователей ресурса.

• Система информационной поддержки проведения и публикаций материалов научных Интернет-конференций и Интернет-семинаров.

В настоящее время завершены работы по техническому созданию Международного Интернет-портала Проекта, осуществляется первичное содержательное наполнение портала, формируются научные сетевые сообщества исследователей проблемы преодоления последствий аварии на ЧЭАС по следующим основным направлениям: Биология, Экология, Медицина, Психология и педагогика, Экономика и управление, Право.

Международный творческий коллектив, реализующий рассмотренный выше Проект, приглашает всех заинтересованных лиц к плодотворному сотрудничеству.

 

Поделиться:

код для блога


← Предыдущая новость

18 Января 2010

Брянскому Кремлю быть!

Следующая новость →

18 Января 2010

Артемьев исполняет обязанности президента БОФФ


Новости yansk.ru в формате RSS

RSS Все новости yansk.ru /rss/0/news.xml
RSS Политика /rss/1/news.xml
RSS Бизнес /rss/2/news.xml
RSS Образование /rss/11/news.xml
RSS Общество /rss/3/news.xml
RSS Спорт /rss/4/news.xml
RSS Культура /rss/6/news.xml
RSS Авто /rss/7/news.xml
RSS Недвижимость /rss/8/news.xml
RSS Происшествия /rss/10/news.xml
[Valid RSS]

При перепечатке и любом другом использовании материалов, созданных журналистами портала, ссылка на Янск.Ру обязательна.


Наши партнеры:

© 2012 – 2024 Янск / yansk.ru

© ООО "Альма"

© ООО "Интернет супермаркет Брянск"

Все материалы на сайте являются интеллектуальной собственностью компаний. Полное или частичное использование информации возможно только с разрешения администрации.

Данный интернет-ресурс носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ.
Для получения подробной информации обращайтесь по телефону.


Создание сайта – компания "Альма", 2012 Развитие направления – ООО "Интернет супермаркет Брянск", 2016
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску