В середине июня областная полиция организовала необычную командировку в Чечню
Брянских сотрудников полиции, которые несут службу в горном краю, вместе с руководством УМВД посетили наши именитые земляки. Это Николай Иванов - сопредседатель Союза писателей Российской Федерации, глава Брянского землячества в Москве, и Сергей Чаплыгин - московский художник-живописец, ученик знаменитого Ильи Глазунова.
Николай Иванов - не просто писатель, он полковник воздушно-десантных войск в отставке, в прошлом - военный журналист. Николай Федорович воевал в Афганистане и Чечне, более четырех месяцев провел в чеченском плену, не раз рисковал жизнью. Во время командировки он собирал материал для новых книг и статей, общаясь с руководителями и сотрудниками различных подразделений. И сегодня мы представляем его статью - своеобразный отчет о работе «творческого десанта».
Над Шатоем - «Голубое небо»
Мы долго не верили, что подобное произойдет. Обратившись в свое время к командованию УМВД по Брянской области с предложением направить к месту службы брянских полицейских в Чеченской Республике творческую группу в составе писателя, художника и поэта, мы отдавали себе отчет в том, насколько данное мероприятие ответственно для руководства брянской полиции. Не на пленэр в Унечу ведь собрались. Хотя однажды слышал, как молоденький лейтенант, рассматривая в бинокль предстоящее поле боя, отвечал при этом по телефону жене: «Нет-нет, тут спокойно, изучаю ландшафтный дизайн». С подобного ландшафта не вернулись 13 брянских парней...
И тем приятнее было узнать: генерал-майор полиции Валентин Кузьмин берет на себя ответственность за нашу безопасность, осознавая важность запечатлеть в художественных полотнах, в литературных произведениях и на кинопленке мгновения из службы и быта своих подчиненных. История зачастую - это не то, что происходило на самом деле, а то, как и кто запечатлел ее в произведениях. Такую ее по книгам и полотнам потом и изучаем. Кто и как отразит чеченские события и участие в них брянских полицейских?
Согласованы все вопросы с оперативной группировкой МВД РФ в Ханкале, назначено время выезда из Брянска. Нас в творческой группе на первый раз трое: вместе со мной еще художник, ученик Ильи Глазунова брянский живописец и портретист Сергей Чаплыгин.
Машина сопровождения на мгновение включает проблесковые маячки, перекрывая дорогу городскому транспорту и открывая нам путь в 2 тысячи километров до поселка Шатой...
1.
Тамбовский волк жил на Брянской улице. Его оскал (не очень злобный, кстати), красовался на стене первого от КПП солдатского модуля. А чтобы никто не сомневался, из каких краев прибыл в Шатойский район Чечни зверь, умельцы подписали: «Тамбовский волк». Не пожалели краски, ибо в народе есть еще одно устойчивое словосочетание - «Брянский волк».
Брянские полицейские «волки» прибыли в этот военный городок на место тамбовчан уже после появления рисунка. Стену замазывать не стали, хотя модуль и все строительные домики в городке - это подарок именно от предпринимателей Брянска. Материалы смогли приобрести благодаря активной помощи членов Общественного Совета при УМВД Валерия Рябцева во взаимодействии с Президентом ЗАО «ЕВРОЦЕМНТ груп» Михаилом Скороходом, коммерческого директора ООО «Торговый дом» Константина Малыхина, генерального директора ЗАО «Созидатель» Валерия Городецкого, генерального директора ООО «Мебельный комбинат «Катюша» Сергея Авдеева. Кроме них, помощь бойцам постоянную помощь оказывали предприниматель Кондрусин Виктор Николаевич.
Вообще-то вся территория Чеченской Республики «распределена» между регионами России. Где-то стоит псковский ОМОН, где-то несут службы собровцы из Пензы. За Брянщиной закреплен Шатой - красивейшее место в горной Чечне. Но поскольку полицейские выезжают сюда в командировку на полгода, и отрыв в 200 человек от несения службы в своих родных местах все же ощутимый, через каждые две смены региону дается передышка. Брянских в Шатое меняют полицейские из Тамбова. Так волей случая и сошлись и прижились «волки» на небольшом горном плато вдали от Родины.
Вопрос, почему уже столько лет полицейские из глубин России несут службу в Чечне - он к политикам. И чего в нем больше, недоверия к профессионализму чеченской полиции или, наоборот, помощи в ее становлении, - это могу задать себе я, человек вроде бы сторонний. Люди в погонах получают приказ и озабочены единственным - как выполнить боевую задачу и сохранить людей, создав им при этом по возможности нормальные бытовые условия.
Оперативная группа УМВД по Брянской области приехала в республику именно с такой целью: оценить обстановку в районе дислокации подчиненных, способствовать решению возникающих проблем, проверить уровень готовности полицейских к выполнению сложных задач и, что немаловажно, провести прием по личным вопросам.
По прибытии руководства в лагерь из динамиков раздалось:
- Личному составу - «Голубое небо».
Это значит - общее построение. Без оружия и экипировки. Для войны, то есть для боевого выхода, звучит несколько иная команда, в которой небо уже алое. А «Голубое» - оно веселее, это всему отряду можно вместиться во всю длину Брянской улицы.
2.
Они и стали плечом к плечу, шеренга к шеренге - с обветренными лицами, загорелые, сосредоточенные русские мужики. Принцип комплектования сводного отряда для командировок в Чечню - добровольный и отчасти принудительный, что для человека в погонах также не является трагедией. Срок выезда - 6 месяцев, потому кроме положительной характеристики важно еще и медицинское освидетельствование. В отряде мало тех, кто приехал первый раз, а бойцы из ОМОНа и СОБРа имеют уже по 10-15 командировок. Правда, сотрудники этих подразделений и приезжают на меньший срок - всего по три месяца. Зато выезды на реализацию разведданных, действия в интересах других силовых ведомств и правоохранительных структур - все это ложится на них. Брянский СОБР даже стоит в другом населенном пункте, отдельным малым гарнизоном.
Полицейские же прикомандированы к Шатойскому РОВД для совместного с ними обеспечения общественного порядка. Примечательно: фотографии отличившихся в борьбе с терроризмом бойцов расположены на одном стенде с плакатом, на котором помещены фотографии самых опасных преступников, находящихся в розыске. Так что здесь - кто кого...
Конечно, участникам СОПа идут льготы, но когда командировки, отрыв от семьи столь часты, в какой-то момент не захочешь ни день за полтора, ни два оклада. Потому и возникает порой необходимость у командования отдавать приказом вызов того или иного специалиста в Чечню. Надо отдать должное тыловому обеспечению: бытовые условия с каждой командировкой все лучше и лучше, но вода как разлагала эмаль зубов, так и разлагает - поэтому пить ее здесь желательно только кипяченую. Хлеб пекут сами. Стирают сами. Убирают территорию сами. На блок-посты и в засады ходят сами. На сопровождение колонн и поиски бандитов - тоже через день на ремень. Еще когда ехали сюда, на автомагистрали «Дон» под Ростовом по номерам машин и их загруженности вдруг отметил: а ведь на отдых к морю, на олимпийские объекты в Сочи и на войну мы все едем одной дорогой. И лишь потом она разветвляется, определяя каждому его личную судьбу.
3.
К командирам подразделений здесь особый счет
- Ваша задача - сохранить людей, - с первой и до последней минуты командировки твердил им генерал Кузьмин и в личных беседах, и на служебных совещаниях. - Что бы ни случилось, какая бы ситуация ни сложилась - сначала верните живыми и здоровыми людей домой, а уж там во всем разберемся. Ни в коем случае не теряйте боевой настороженности, никакой расслабленности, пока не приедете в Брянск. На любой выезд - всех в броню. Приезжают проверяющие - вы должны стать буфером между ними и бойцами...
Генерал знал, что требовать. Сам прошел Кавказ в разных ипостасях и твердо знает цену выполнения боевой задачи и сохранения жизни подчиненных. Он к тому времени еще не знал, что его самого наконец-то нашла награда - подписанное несколько месяцев назад представление на орден Мужества закрепилось Указом Президента.
Пока же медали «За ратную доблесть» от Всероссийской общественной организации «Боевое братство», объединяющей ветеранов всех «горячих точек» и возглавляемой генералом Борисом Громовым, вручаются брянским сотрудникам полиции. Нет сомнения, что за образцовое выполнение особо сложных и важных заданий на территории Северо-Кавказского региона будут награждены и многие другие сотрудники УМВД.
4.
Собственно, все это по крупицам и собираем мы, творческая группа. Не хотим быть пятым колесом в телеге, со своим уставом в сложившийся быт и монастырь не лезем. Видим свою задачу в том, чтобы подмечать детали, выискивать типичное в повседневном, на что у самих бойцов уже замылился взгляд. Мне легче - блокнот с авторучкой всегда при себе. Сложнее художнику Сергею Чаплыгину: лимит времени заставляет его торопливо делать наброски. Вижу, как разрывается между желанием зарисовать чей-то портрет и нарабатывать материал уже на полноценное полотно, художественную картину.
Создание произведений - процесс он не одного дня, и проявиться «шатойская тетрадь» может совершенно неожиданно. Но то, что образы брянских полицейских уже запечатлены, что желание работать над темой проявляется все сильнее, это читается, видимо, и в наших глазах. Генерал, время от времени поглядывающий в нашу сторону, наконец сообщает важнейшую для нас новость: мы можем при желании в будущем повторить свою поездку сюда. А бойцы смогут позировать Сергею при его работе над портретами, уже вернувшись из командировки на базу...
5.
Пока же возвращаемся только мы
После утреннего развода разъехались на блок-посты, ушли в засады те, кто остается нести здесь службу еще минимум на три месяца. 17-тонный бронеурал, перекрывающий на ночь въезд в городок, освобождает нам дорогу. Под ногами крутятся дворняжка Фаза - самый надежный ночной часовой, и котенок Шава из женского модуля. «Повернули» головы в нашу сторону вырезанные из шин лебеди - два белых, один черный. Даму среди них определить нетрудно: на ее голове красуется корона, вырезанная из пластмассовой бутылки. Бутылки с водой висят и на растяжках палаток. Но это остатки с зимы: когда топятся «буржуйки» и искры летят из труб, попадая на полотнище, их и заливают водой.
По периметру всего лагеря - сетка рабица. Как оказалось, лучшая защита от подствольных гранатометов. На брустверах вместо традиционных мешков с песком (рвутся часто) выложены отработавшие свое на горных склонах шины от автомобилей.
Со стороны кухни доносится аромат выпекаемого хлеба: рядом с плитой работает во всю мощь вентилятор, остужая поваров и одновременно разнося по лагерю запахи. Сегодня нечетное число, значит, замес на 108 буханок (по четным - 54 буханки).
Ветер парусит занавески в открытых окнах «бытовок». Несколько бойцов, выставив перед собой мобильники, перемещаются меж домиков, ловят связь. Здесь она порой с провалами, так что родным беспокоиться не стоит, когда нет вызова на телефон в Чечне.
А в целом - спокойное, безмятежное утро в одном из красивейших уголков Чеченской Республики. Только вот на кладбище, мимо которого проезжаем на своих бронированных уазиках «Есаул», еще воткнуты рядом с некоторыми могилами своеобразные пики - признак неотомщенной смерти. И потому у генерала Кузьмина лежит на коленях, словно котенок, снаряженный под завязку пистолет Стечкина, отражая вороненым стволом проникшее через бойницу в стекле солнце. Оживает раз за разом портативная рация «Гранит» - нас «ведут» по территории из лагеря, уточняя обстановку. Засада, может, и исключена в это время, но никто не отменил «консервы» - законсервированные и не все пока еще найденные под дорожным полотном фугасы. Напомнила о недавнем прошлом и мелькнувшая слева страшная камнедробилка в Аргунском ущелье - спущенная с вершины горы огромная труба со штырями внутри. Бросаешь булыжник вверху - внизу собираешь уже щебень. Боевики вместе с камнями бросали туда и пленных: как российских военных, так и своих земляков-чеченцев, которые устанавливали вместе с федеральными войсками порядок в республике. История, которую нельзя забывать, которая не должна повториться в таком виде даже рецидивом. Собственно, потому и едут на Кавказ брянские, тамбовские, пензенские полицейские...
И, провожая нас, стояли нерушимо, словно часовые, подчиняющиеся только небу, пирамидальные тополя. Но через несколько километров, встречая колонну, уже выбежали на пригорки в зеленых косынках родные русские березки. Мелькнуло на повороте кафе «Тандем»: какой-то бизнесмен отдавал дань политической моде. А мы желали единственного - чтобы над Шатоем звучала для наших парней лишь одна команда:
- Личному составу - «Голубое небо».
Николай ИВАНОВ,
сопредседатель правления Союза писателей России.
Москва-Брянск-Шатой
Пресс-служба УМВД России по Брянской области
Фотогалерея новости
Поделиться: |
||||
|
|
26 Июня 2012 Ведется целенаправленная работа по профилактике и выявлению нарушений закона сотрудниками полиции |
26 Июня 2012 Совет по этике Брянских КС разрабатывает программу адаптации |
Новости yansk.ru в формате RSS
Все новости yansk.ru /rss/0/news.xml | |
Политика /rss/1/news.xml | |
Бизнес /rss/2/news.xml | |
Образование /rss/11/news.xml | |
Общество /rss/3/news.xml | |
Спорт /rss/4/news.xml | |
Культура /rss/6/news.xml | |
Авто /rss/7/news.xml | |
Недвижимость /rss/8/news.xml | |
Происшествия /rss/10/news.xml | |
При перепечатке и любом другом использовании материалов, созданных журналистами портала, ссылка на Янск.Ру обязательна.