Наверх

Личный кабинет

регистрация / вход
регистрация / вход
Главная / Новости / «Открытое правительство» для России: Вслед за Ливией
21

30 мая 2013

2013
earlier later
01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Сегодня


30 Мая 2013

«Открытое правительство» для России: Вслед за Ливией

Один из самых таинственных членов кабинета Дмитрий Медведева - миллиардер и партнер президента фонда «Сколково» Виктора Вексельберга Михаил Абызов. Так, именно он возглавляет экспертную рабочую группу федерального уровня по интернет-порталу «Российская общественная инициатива». Он же будет отвечать за реализацию правительственного постановления о публичном аудите госинвестиций экспертами и общественными советами при ведомствах. Он же в ранге целого министра занимается организацией деятельности комиссии по координации деятельности Открытого правительства. Официально его должность звучит, как министр по связям с Открытым правительством. Но что такое «Открытое правительство» внутри правительства РФ или параллельно правительству РФ - никто внятно сказать не может.

Открывая кабинет...

Сам термин «Открытое правительство» появился во второй половине президентского срока Дмитрия Медведева - в 2011 году. Перед выборами в Госдуму Медведев стал собирать людей, которые «соприкасались с ним и поддерживали его идеи в течение президентского срока». И на встрече с бизнесменами в центре DigitalOctober именно Михаил Абызов тогда выступил с инициативой создания общественного комитета сторонников. Комитет сторонников трансформировался в «открытое правительство» - это общественная структура по образу и подобию той, что действует, например, в США. Суть идеи такова: государство должно быть открытым для общества и общаться с ним должно быть комфортно. Абызов придумал и спонсировал сайт «Большоеправительство.рф» и сайт «Россия без дураков», где любой может пожаловаться на глупости чиновника.

После политических баталий конца 2011 года определение Открытого правительства наконец было сформулировано: «Открытое правительство - экспертное сообщество, привлекаемое к решению государственных задач - создается для обеспечения прозрачности всех ветвей власти. Заявленная цель - помощь свободному обмену информацией между государством и гражданским обществом, привлечение последнего к принятию решений органами власти». Министром по связям с Открытым правительством 21 мая 2012 президентом Владимиром Путиным был назначен Михаил Абызов.

Только за последний месяц по каналам Открытого правительства была направлена реализация сразу двух важных инициатив. В начале апреля Михаил Абызов был назначен главой рабочей группы по ресурсу «Российская общественная инициатива». С помощью портала «РОИ» свою законотворческую инициативу может подать любой совершеннолетний гражданин России. После проверки модераторами законопроект будет выставлен на голосование, в котором сможет принять участие любой гражданин. В случае если предложение наберет за год не менее 100 тыс. голосов, оно будет передано на рассмотрение специальной рабочей группе, которая должна вынести свое заключение и передать законопроект правительственной комиссии.

А буквально только что - 13 мая - премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о публичном аудите госинвестиций экспертами и общественными советами при ведомствах. С 2014 года будет проводиться публичный аудит объектов дороже 8 млрд. руб., с 2015 года - дороже 1,5 млрд. рублей. И этим тоже будет заниматься «Открытое правительство». Контроль будет осуществляться в два этапа. Сначала независимые эксперты - частные лица или организации - проведут технологический и ценовой аудит. Их работа будет оплачена из бюджета проекта (до 0,58% от стоимости документации) или государством. Если эксперты дадут положительное заключение, начнется второй этап: в течение месяца общественные советы при органах власти решат, нужен ли вообще проект государству. Без одобрения экспертов и общественного совета правительство не сможет выделить средства. Тестирование нового механизма начнется в этом году. Эксперимент поставят над проектами «Русгидро» и «Автодора», возможно РЖД и «Российских сетей», говорит Михаил Абызов. Их проверят эксперты, а также общественные советы при Минэнерго и Минтрансе.

Весь этот процесс со стороны правительства будет направлять и контролировать миллиардер (в последнем рейтинге Forbes занимает 76-е место с состоянием $1,2 млрд.) и владелец группы компаний RU-COM с выручкой 220 млрд. руб. (в группу входят инжиниринговые, строительные и энергетические активы: «Группа Е4», «Е2», «Cибирская энергетическая компания», «Дальмосторой», НПО «Элсиб» и другие). Хотя и объявлено, что Михаил Абызов передал свои активы в траст, но «бывших» в этом деле не бывает.

Агенты Открытого правительства

А теперь о заметной или не очень терминологической путанице в предыдущем пункте. Почему новая странная надстройка называется то «большим» правительством, то «открытым»?

Изначально идея Медведева, подсказанная ему Абызовым, называлась «Большое правительство». Под него группа RU-COM (сюрприз!) зарегистрировала (и до сих пор им владеет) интернет-домен «большоеправительство.рф» (именно на нём работает портал Открытого правительства). Но вот под влиянием некоторых внешних обстоятельств произошла «модернизация» термина. Внешние причины имеют конкретное название - Международное партнерство «Открытое правительство» (Open Government Partnership) или «Американо-бразильская инициатива». С апреля 2012 года Россия начала процесс присоединения к этому партнерству, что подразумевает ускорение работы по открытию данных российскими госорганами. Так «Большое» правительство превратилось в «Открытое».

Согласно первоисточнику - сайту Open Government Partnership и соответствующей странице на сайте государственного департамента США (напомним, инициатива - американо-бразильская, хотя Бразилию тут можно смело выносить за скобки), Партнерство «Открытое правительство» (OGP или, по-русски, ПОП) - это «новая международная инициатива, которая ставит целью заручиться конкретными обязательствами правительств по продвижению прозрачности, наделением полномочиями граждан, борьбе с коррупцией и использованием новых технологий для улучшения госуправления». А вот в третьем предложении ситуация проясняется до кристальной ясности: «ПОП - это механизм для продвижения целей президента Обамы и госсекретаря Клинтон, состоящих в укреплении демократии и прав человека, борьбе с коррупцией, использовании технологий и инноваций для преображения госуправления в XXI веке». Яснее не скажешь.

Итак, вступая в ряды «американо-южноамериканской инициативы», государство должно выполнить три начальных условия: 1) подписать Декларацию открытого правительства - международный юридически обязывающий акт; 2) представить конкретный план действий по реализации целей ПОП, разработанный при активном участии общественности своей страны, государств-членов инициативы и Международного руководящего комитета ПОП под председательством США и Бразилии; 3) взять на себя обязательство подчиняться независимой проверке результатов планируемых мер.

Все обязательства, которые возьмет на себя правительство, «должны отвечать четырем принципам открытого правительства:
1. Прозрачность: информация о решениях и деятельности правительства открыта, всеобъемлюща, свободно доступна для общественности и соответствует стандартам открытой информации.
2. Участие граждан: правительство стремится мобилизовать граждан для участия в общественном обсуждении.
3. Подотчетность: внедряются правила, нормы и механизмы, обязывающие чиновников объяснять свои действия, выполнять требования, исправлять критикуемые недостатки и признавать ответственность за неисполнение взятых на себя обязательств.
4. Технология и инновации: правительство принимает важность предоставления гражданам открытого доступа к технологиям и повышения способности граждан использовать технологии».

В процессе реализации плана, правительство помимо ежегодного отчета, подготовленного самостоятельно, будет подвергаться «независимой оценке высокоавторитетными экспертами» страны. Партнерство также предоставляет членам «механизм связей» (networking) - «подготовленную сеть правительственных и неправительственных консультантов с большим опытом решения проблем».

Примечателен процесс ввода и реализации идеи «открытого правительства» в России, и связанная с этим игра с терминами. Впервые международную инициативу обнародовала Хилари Клинтон 12 июля 2011 года в Вашингтоне; затем ПОП был официально презентован президентом Обамой в рамках Генеральной ассамблеи ООН 21 сентября 2011 года. Три недели спустя 15 октября 2011 года в Москве, определившийся со следующим местом работы президент Медведев представил «большое», или «расширенное», правительство. Однако 8 февраля 2012 года президент подписал указ о рабочей группе по формированию в России системы уже «открытого правительства», где седьмым пунктом значится: «Рабочей группе в своей деятельности учитывать предложения международной инициативы - партнерства "Открытое правительство"». Вот так.

Очень знакомая терминология. Из общего ряда выбивается только первая - «Культурная инициатива», запущенная Джорджем Соросом против СССР ещё в 1988 году. Она потом трансформировалась в «Открытое общество», которое уже по закону об иностранных агентах было выставлено из страны. Была ещё «Открытая Россия» Михаила Ходорковского - она прекратила свое существование после отбытия основателя в места лишения свободы. Теперь «Открытое правительство» с руководителем в ранге министра-миллиардера...

Иностранный агент номер 1?

Теперь, если свести все основные известные факты вместе, не сильно отвлекаясь на мелочи, а «планируя по глобусу», честно ответить себе на вопрос: «Что именно должно получиться в результате эффективного функционирования Открытого правительства?». И честно ответить: «Потеря суверенитета государства».

Даже рупор англо-саксонской системы журнал The Economist относится к «американо-американской инициативе» со скептицизмом и замечает, что государства ПОП подчиняют себя внешнему контролю, а внешняя критическая оценка будет ставить правительства в неудобное положение. Действительно, когда приоритеты и методы деятельности национального правительства определяются некой «международной инициативой», разработанной в совете по национальной безопасности США, то речь идет о частичной потере суверенитета государств.

В России, «открытое правительство», по большому счёту и в долгосрочной перспективе служит любимому делу - созданию мощного механизма для реализации прозападной политики. В концепции «открытого правительства» сводятся воедино три ключевых инструмента/ресурса подрывной работы: прозападное экспертное сообщество, прозападное гражданское общество и либеральная группировка в руководстве России. «Свои» эксперты вносят в «открытое правительство» политические разработки и стратегии; либеральное ядро в Белом доме их реализует; доверенные НКО следят, чтобы нужная политика воплощалась возможно полнее - если этого не происходит, ставят низкие «оценки», поднимают шум внутри страны и за рубежом. Во всем процессе участвует российский капитал, ориентированный на Запад (привет «Открытой России» г-на Ходорковского).

Как свежий пример функционирования такой схемы - крики по поводу «закона об иностранных агентах» (самого закона и принуждения к его соблюдению). Теперь «открытое правительство» получает возможность влияния уже на гораздо более серьёзные вещи - на инвестполитику. А именно это может вытекать из требований публичного аудита госинвестиций экспертами и общественными советами при ведомствах.
Общественные советы, состоящие из непрофессионалов, могут срывать хорошие проекты, предупреждает руководитель общественного совета при Росавтодоре Олег Скворцов. «Из 30 человек в совете при Росавтодоре всего три специалиста, остальные - журналисты и общественники, все совещания - популизм и демагогия», - говорит он и полагает, что, если бы механизм уже работал, не получилось бы продвинуть ни одного крупного инфраструктурного проекта - ни дальневосточного (того же строительства моста на о. Русский за 34 млрд. руб. под предлогом «слишком нескоро он окупится»), ни олимпийских строек, ни многого другого. Крупные - а значит, дорогие - инфраструктурные проекты в России OGP не нужны. Нужна «скважинная жидкость» - именно её продавал на Запад, «оптимизируя и минимизируя» налоги, основатель «Открытой России». И теперь в общественных советах могут появиться люди, заинтересованные в том, чтобы проект был заблокирован.

Радует, что на проекты, уже включенные в гособоронзаказ и федеральную адресную инвестиционную программу на 2013-2015 гг., процедура публичного аудита «открытым правительством» не будет распространяться (если не меняются их параметры). Не коснется она и проектов, относящихся к гостайне. Возможно, это позволит выполнить программу переоснащения российских Вооружённых Сил.

И, наконец, о направляющей силе Открытого правительства России. Его концепция (официальное название документа - «Дорожная карта: направления развития системы «Открытое правительство» на 2012-2015 гг.») разработана The Monitor Group Company (MGC - группой профессиональных консультантов, действующая в тесном контакте с политическими, аналитическими, разведывательными и специальными ведомствами США). А управляющий партнер Monitor Group в России Александр Толкачев - официально находится в экспертном совете при Открытом правительстве. С 2007 по 2011 год один из основателей MGC, Майкл Фуллер, состоял в Международном попечительском совете «Сколково». А министр по связям с Открытым правительством Михаил Абызов - партнер президента фонда «Сколково» Виктора Вексельберга. Концепция «Открытого правительства», реализуемая Monitor Group в России, содержит многие из элементов, которые компания внедряла в 2006-2007 годах в Ливии, когда их клиентом была Ливийская Джамахирия и лично Муаммар Каддафи. Результаты деятельности Monitor Group и США в Ливии известны.

Regnum Центр

Поделиться:

код для блога


← Предыдущая новость

29 Мая 2013

Состоялось открытие салона "Мотоцентр" в Брянске!

Следующая новость →

30 Мая 2013

1 июня пройдет молодёжная акция «Зелёный пояс»


Новости yansk.ru в формате RSS

RSS Все новости yansk.ru /rss/0/news.xml
RSS Политика /rss/1/news.xml
RSS Бизнес /rss/2/news.xml
RSS Образование /rss/11/news.xml
RSS Общество /rss/3/news.xml
RSS Спорт /rss/4/news.xml
RSS Культура /rss/6/news.xml
RSS Авто /rss/7/news.xml
RSS Недвижимость /rss/8/news.xml
RSS Происшествия /rss/10/news.xml
[Valid RSS]

При перепечатке и любом другом использовании материалов, созданных журналистами портала, ссылка на Янск.Ру обязательна.


Наши партнеры:

© 2012 – 2020 Янск / yansk.ru

© ООО "Альма"

© ООО "Интернет супермаркет Брянск"

Все материалы на сайте являются интеллектуальной собственностью компаний. Полное или частичное использование информации возможно только с разрешения администрации.

Данный интернет-ресурс носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ.
Для получения подробной информации обращайтесь по телефону.


Создание сайта – компания "Альма", 2012 Развитие направления – ООО "Интернет супермаркет Брянск", 2016
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску